Оптические железнодорожные весы
Транспортировка товаров между городами и странами стала стратегически и экономически важным фактором для всех государств. В связи с этим возросла необходимость создания надежного оборудования для обеспечения учета ввозимого и вывозимого сырья.
Так как основным транспортом для перевозки грузов являются железнодорожные составы, таким оборудованием стали железнодорожные весы.
С развитием товарооборота увеличивается нагрузка на весовое оборудование. Поэтому современные разработки направлены на создание приборов, способных работать быстро и точно. Эти два фактора обычно являются несовместимыми. Однако вагонные весы нового поколения нарушили эту закономерность.
Что такое оптические вагонные весы
Насущной проблемой в эксплуатации весового оборудования является то, что точные измерения требуют времени и тщательного соблюдения условий эксплуатации, чтобы замедлить износ механизмов. Эти факторы вносят дополнительные неудобства при использовании: замедление движения вагонов, частая профилактика оборудования.
Отличным решением данных проблем стала разработка бесконтактного метода взвешивания. На этом принципе работают оптические весы.

Оптические железнодорожные весы
Оптический датчик веса – это устройство, фиксирующее механическую деформацию физического тела. Полученная информация поступает в компьютер через специальный приемник оптического сигнала. В результате компьютер выдает массу взвешиваемого тела.
Первые оптические вагонные весы были разработаны в Институте проблем механики РАН, их принцип действия основан на бесконтактном определении веса вагона с помощью лазерного луча, фиксирующего деформацию рельсов. Оборудование получило название лазерные железнодорожные весы.
Конструкция лазерных весов:
- Два лазерных датчика с деформометрами.
- Крепления для датчиков.
- Соединительные провода.
- Компьютер.
- Фотоприемник сигнала, установленный в системном блоке компьютера.
- Вспомогательное оборудование (монитор, принтер и пр.).
Датчики закрепляются на башмак рельса в пространстве между шпалами. Под воздействием веса вагона происходит деформация рельсов. Ее фиксируют лазерные датчики и отправляют соответствующий импульс на фотоприемник. Компьютер воспринимает эту информацию и преобразует ее в весовое значение вагона.
Оптические (лазерные) весы прошли множество испытаний, прежде чем достигли постоянного и надежного результата взвешивания.
Окончательная версия весов прошла все этапы совершенствования, и прибор был внесен в Государственный реестр средств измерений.
Схема работы лазерных вагонных весов
Особенности лазерных весов:
- быстрый монтаж (30 мин.);
- отсутствие платформы для весов;
- стойкость к температурным перепадам;
- нет ограничений по скоростному режиму взвешиваемого вагона;
- точность взвешивания.
Лазерные весы могут производить измерение нагрузки каждого колеса, оси, тележки вагона, производить автоматические вычисления общего веса вагона.
Весы «Матас»
Вагонные весы «Матас» предназначены для взвешивания железнодорожного транспорта в движении (до 40 км./ч.). Их особенностью являются высокоточные и чувствительные тензометрические датчики, устанавливаемые под прокладку между рельсами.
Тензометрические датчики могут быть встроены в шпалу на щебеночном основании или установлены под рельсами на бетонном основании. Весы могут осуществлять статическое и динамическое взвешивание вагонов различными способами: измерение нагрузки каждого колеса, оси или тележки вагона с последующим суммированием значений.
За счет использования контроллера Маtriх™ и многоканального АЦП оборудование получает дополнительные функции:
- Определение направления и скорости передвижения поезда.
- Определения типа и размера транспортного средства.
- Определение неравномерности загрузки вагона.
- Хранение и обработка информации.
- Настройка оборудования по индивидуальным характеристикам транспортного средства.
Технические характеристики:
- наибольший предел взвешивания (НПВ) варьируется в пределах от 25 до 200 т;
- цена деления – 10-100 кг;
- класс точности оборудования – от 0,2 до 2;
- скорость движения состава при динамическом взвешивании составляет от 2 до 10 км./ч;
- эксплуатационные температуры – от -50 до 50°С.

Как правильно измерить массу драгоценных металлов? Полезная информация в нашей статье.
В мире весов постоянно происходят разработки. Подробно о новейших из них читайте по https://kilogramus.ru/poleznaya-informaciya/novejshie-razrabotki-v-mire-vesov.html ссылке.
Весы «НьюТон»
Вагонные весы «НьюТон» предназначены для определения веса вагона с твердым, сыпучим и жидким грузом. Взвешивание может производиться в движении и в состоянии покоя.
Область применения весов: химическая, нефтяная промышленность, энергетические, металлургические и добывающие комплексы.
Оборудование сертифицировано и полностью безопасно в эксплуатации.
Вагонные весы «НьюТон»
Особенности весов:
- не требуют возведения фундамента, устанавливаются на щебень или бетон;
- оборудование выдерживает климатические условия России.
Весы выпускаются в различных модификациях: повагонное, потележечное или поосное взвешивание.
Весы «НьюТон» представляют собой платформу, укрепленную балками. Размеры платформы определяются характеристиками взвешиваемого транспорта. Если необходимо взвешивать различные типы транспорта в одном составе, то устанавливают двух или трехплатформенные весы. Каждая платформа предназначена для взвешивания определенного типа транспорта.
Функциональность оборудования определяется заказчиком в индивидуальном порядке в соответствии с предпочтениями. Для этого устанавливаются дополнительные датчики и модули. Примером может служить описанный выше модуль Matrix.
Технические характеристики:
- НПВ – 10-300 т;
- цена деления – 5-100 кг;
- класс точности 0,2-2,5;
- динамическое взвешивание возможно при скорости движения состава от 2 до 20 км./ч;
- количество измерительных платформ – от 1 до 4;
- эксплуатационные температуры – от -50 до 50°С.
Современные технологии решили сложную задачу и совместили в одном приборе точность и скорость измерения. А электронные датчики, работающие под управлением компьютера, сделали весы функциональным оборудованием, которое работает в автоматическом режиме.