Пневматические железнодорожные весы
С развитием оптовой торговли между городами и странами появилась необходимость производить взвешивание материала, загруженного в грузовые вагоны.
Разработка оборудования не заставила себя ждать – были созданы железнодорожные весы.
Первые механические модели имели гидравлический и пневматический принцип действия.
Принцип действия пневматических весов

Вагонные весы
Внешний вид и назначение всех вагонных весов практически одинаковы, основным различием является датчик, воспринимающий нагрузку и преобразовывающий ее в показание веса.
От принципа действия датчика нагрузки зависит точность показаний, скорость взвешивания и надежность эксплуатации.
Одним из первых механических датчиков нагрузки стала пневматическая система. Она представляет собой платформу в виде рельсов, которая уравновешивается с помощью вакуумного насоса.
Конструкция платформы пневматических весов:
- Вакуумный насос в виде герметичного цилиндра.
- Поршень, вставленный в герметичный цилиндр.
- Коромысло, соединяющее поршень вакуумного насоса с платформой весов.
- V-образная трубка, заполненная ртутью и присоединенная к цилиндру вакуумного насоса.
- Поплавок, вставленный в V-образную трубку, реагирующий на изменение положения ртути.
- Перо или стрелка, соединенная с поплавком в трубке. Она указывает вес вагона на шкале, градуированной под единицы измерения веса.
Чтобы произвести взвешивание, вагон закатывают на весы. Его вес воздействует на платформу, которая передает нагрузку на коромысло и поршень. Он начинает двигаться, создавая в цилиндре насоса разрежение воздуха (вакуумметрическое давление) до тех пор, пока коромысло не будет уравновешенным.
Под воздействием давления, ртуть изменяет свое положение в V-образной трубке, что мгновенно фиксируется стрелкой, соединенной с поплавком. Степень изменения положения ртути прямо пропорциональна весу вагона.
В зависимости от конструкции платформы, пневматические вагонные весы могут быть 3 видов:
- Отдельное взвешивание каждого колеса вагона. Чтобы определить общий вес, необходимо суммировать показания веса всех колес одного вагона.
- Отдельное взвешивание каждой оси вагона. Для определения общего веса все показания складываются.
- Взвешивание всего вагона осуществляется с помощью системы, которая производит необходимые расчеты в автоматическом режиме.

Взвешивание на пневматических вагонных весах
Область применения пневматических вагонных весов
Вагонные весы – это оборудование, основным назначением которого является определение веса грузовых вагонов пустых и загруженных. Однако с их помощью осуществляется несколько задач: учет транспортируемых и складируемых материалов, фасовка сырья, торговля товарами.
Железнодорожное весовое оборудование также обеспечивает баланс между «недогрузом» и «перегрузом» транспорта. А соблюдение правил загрузки вагонов – это залог экономичной и безопасной транспортировки.

Товарные вагоны
Пневматические вагонные весы нашли широкое применение в различных отраслях: промышленная, добывающая, сельскохозяйственная, пищевая и др. Их отличительной особенностью является безопасность эксплуатации даже в опасных средах.

Крановые или подвесные весы позволяют выполнять взвешивание без разгрузки транспортного средства. Подробное описание данного оборудования вы найдете в этой статье.
Вагонные весы нужно выбирать по нескольким параметрам. Описание одного из самых важных критериев выбора вы найдете по https://kilogramus.ru/vzveshivanie-v-promyshlennosti/raznovidnosti-staticheskix-vagonnyx-vesov-po-predelam-vzveshivaniya.html ссылке.
Преимущества пневматических вагонных весов:
- простота конструкции;
- система не содержит жидкостей и безопасна в эксплуатации;
- возможно использование в опасных средах;
- высокая точность показаний;
- независимость от электроэнергии.
Недостатки пневматических вагонных весов:
- пневматическая система медленно реагирует на изменение показаний;
- для сохранения точности показаний необходимо соблюдать специальные условия (влажность, чистота);
- малофункциональность оборудования, если весы не оснащены электронными датчиками.
Создание пневматических вагонных весов – это один из первых шагов к развитию современного железнодорожного весового оборудования. Несмотря на все свои недостатки, механические модели никогда не потеряют своей актуальности, ведь они не требуют постоянной зарядки или подключения к электрической сети, они менее требовательны к условиям эксплуатации, легче ремонтируются и обслуживаются.