Аппаратно-программные комплексы типа «вагонные весы»
Учет грузов, которые перемещаются по железной дороге, является важным для организации правильной эксплуатации движения и своевременного выполнения коммерческих расчетов.
Не менее важен оперативный учет перемещаемых грузов для того, чтобы качественно организовать технологические процессы и т.п.
Повсеместное внедрение на предприятиях и железной дороге подобных комплексов следует рассматривать, как решение двойной задачи: создание программного обеспечения и реализация аппаратно-технической базы, необходимой для этого.
В комплекте с этими программами рекомендуется покупать железнодорожные весы.
Программное обеспечение
Аппаратно-программные комплексы позволяют определять массу вагонов с максимально возможной точностью в движении и статике, поосно и целиком, осуществлять регистрацию вагонов, выводить на индикацию показатели брутто и нетто ж/д транспорта, массу тары, вести базы данных, проводить сортировку по видам груза, получателям, дате и т.п.
На печать выводятся протоколы взвешивания. Реализованы возможности передачи информации на мобильные телефоны, распознавания номера вагонов, сведения информации о группе взвешиваний в единые блоки и направления в сеть АСУ предприятия и т.п.
Рассмотрим детально программное обеспечение, разработанное СМНФ «Весысервис», которое можно считать типовым.
АПК «ВагонМАСС»
Функции ПО
Для реализации программ указанного назначения существуют определенные требования к техническим средствам. Настоящая программа требует наличия:
- ПК класса не ниже Pentium;
- ОС – Microsoft Windows 95/98/ME/NT4/2000/XP;
- загрузочный модуль предварительно должен быть размещен на винчестере ПЭВМ;
- ключ защиты указанного ПО (HASP HP) вставляется в соответствующий разъем порта USB.
Краткое описание модулей
Характеристика модулей программы:
- Реализованная в программе степень защиты от НСД позволяет выполнять протоколирование всех действий пользователя и в автоматическом режиме формировать блоки статической информации.
- Контроль и разграничение доступа к данным выполняется на основании индивидуальных УЗ (учётных записей) конкретных пользователей и реализованных систем шифрования с «открытым ключом». Доступ возможен на уровне персонального пароля, определяющего перечень информации, к которой допущен пользователь.
- Определение смещения центра тяжести вагона.
- Выбор режима выполнения взвешивания железнодорожного состава.
- Выбор направления движения взвешиваемого транспорта.
- Выбор типа взвешивания (брутто, тара, нетто).
- Заполнение реквизитов и их редактирование.
- Выполнение взвешивания в статике.
- Компенсация массы тары.
- Выполнение взвешивания в динамике (поосное и потележечное).
- Выведение на монитор сводной информации.
- Установка нуля в ручном или автоматическом режиме.
- Информация о возникновении ошибки, её диагностирование и устранение.
- Речевая интерпретация веса.
- Справочная информация.
- Вывод на печать.
- Защита данных.
АПК «Эшелон – КОНТРОЛЬ»
Назначение
Данная система предназначена для:
- распознавания номеров вагонов в онлайн поступающем видеоряде;
- обнаружения ж/д составов;
- хранения информации о номерах вагонов;
- выполнения видеозаписи проезжающего состава;
- детектирования степени заполнения цистерн;
- сравнения протокола движения составов, заложенного в АСУ, с фактическим;
- предоставления различных отсчетов по запросу, сформированному оператором.
Особенности
Система позволяет единовременно выполнять взвешивание и распознавание вагонов, как в статике, так и в динамике.
При этом достигается:
- высокая степень достоверности распознавания номеров вагонов;
- возможность группировки данных результатов одновременно по нескольким камерам, что снижает вероятность количества ошибок, возникающих при распознавании;
- работа ON-Line, которая предоставляет оперативную информацию о проходящих составах;
- упрощенная интеграция с АСУ предприятием.
Применение на промышленных предприятиях, использующих ж/д транспорт (зернохранилище, нефтебаза, горно-обогатительные, металлообрабатывающие, металлургические и нефтеперерабатывающие предприятия), позволяет успешно решить задачи своевременного и полного учета отгружаемых/принимаемых грузов, обеспечения безопасности перевозок, предотвращение хищений.
Функциональные возможности
Указанная система позволяет успешно решить широкий спектр задач, связанных с взвешиванием и организацией наблюдения, контролем и учетом перевозки грузов по железной дороге. Система используется как самостоятельно, так и будучи встроенной в уже существующие АСУ предприятий.
Существует возможность построить всю информационную систему предприятия именно на базе «Эшелон-КОНТРОЛЬ». Данная система позволяет организовать тесное взаимодействие с иным технологическим оборудованием организации (например, весовым), или работать в составе систем, являющихся территориально-распределенными.

Бункерные весы предназначены для взвешивания сыпучих материалов. Подробное описание данного оборудования читайте в этой статье.
Нужны очень точные измерения? Полезная информация по этому вопросу по https://kilogramus.ru/vzveshivanie-v-laboratorii/mikrovesy-ultramikrovesy.html ссылке.
Параметры
Параметр | Значение |
Вероятность распознавания стандартно нанесенных чистых номеров день/ночь | 95% / 90% |
Разрешенная скорость перемещения состава (км/час) | До 60 |
Зона контроля по ширине (м) | 5-10 |
Углы визирования камеры вертикаль/горизонталь | 45/10 |
Расстояние камера – вагон (м) | 3-30 (зависит от типа камеры) |
Количество одновременно контролируемых путей | 1 |
Высота размещения камеры (м) | 2-4 |
Покадровая обработка сигнала (выявление/распознавание/сверка) | 25мс |
Объем архива при емкости диска 100Гб | До 10 млн. изображений |
Передача данных (при реализованном сетевом решении) | Каналы связи, работающие с протоколами TCP/IP |
Реализованные методы обработки информации
Для успешного функционирования подобных систем требуется, чтобы аппаратура позволяла обеспечивать достаточно высокую точность статических взвешиваний, и иметь возможности активного подавления низкочастотных колебаний в замеряемом сигнале при выполнении взвешивания в движении.
Например, если состав перемещается со скоростью 10-15 км/час, то время, отводимое на обработку измеряемого сигнала, не превышает 0,8 – 0,4 секунды. Тележки, в момент перемещения по грузовой платформе, вносят существенные колебания в измеряемый сигнал, которые могут достигать 20 процентов.
Расчеты показали, что для обеспечения точности сигнала с отклонениями, не превышающими 0,2%, используемая аппаратура регистрации должна фильтровать постоянную составляющую с выполнением подавления помех в 150-200 раз, что достигается использованием специальных методов обработки сигнала.
На сегодня в таких системах реализованы следующие методы:
- интегрирование с функцией веса;
- скользящее усреднение;
- двукратное интегрирование;
- простое интегрирование;
- применение НЧ-фильтров.
Ввиду резкого возрастания объёмов грузоперевозок, первостепенное значение начинает приобретать проблема распознавания вагонов, их регистрации и учета грузов. Применение на предприятии соответствующего аппаратно-программного обеспечения позволяет существенно повысить рентабельность и увеличить грузопоток в единицу времени.
Прогресс неизбежно движет всё к тому, что скоро подобные рутинные дела будут выполняться и без участия людей. Но на данном этапе нужно заботиться о том, чтобы технологии распространились и стали доступны во всех регионах страны. Конечно, без трудностей не обойтись. Это и обучение персонала работе с компьютером и программами, а в такой важной отрасли очень нужны квалифицированные люди, но овчинка стоит выделки.
Хорошая штука, начальство собирается устроить у нас на предприятии взвешивание составов. а вот программное обеспечение поручили искать мне, вот и выбираю какое получше будет. Но тут возникает вопрос – в число перечисленных операционных систем не входят никакие новые – семёрка, восьмерка, десятка. То-есть на этих ОС программы не будут работать выходит?